Нередко инспектор ГИБДД останавливает автомобиль и
предлагает водителю
сверить номера двигателя и кузова. Но самостоятельно найти их не может.
Потому что не знает где они находятся и начинает предъявлять претензии
хозяину машины. Дескать, показывай мне номера или эвакуирую твоего
«железного коня» на штрафплощадку. Или же гаишник находит эти самые
номера, но пытается отправить машину в отдел внутренних дел. Только на
том лишь основании, что ему не понравилось написание какой-либо буквы
или цифры. - Инспектор имеет право предложить
водителю выйти из
машины для сверки номеров узлов и агрегатов, - говорит Георгий
Анатольевич. - Кстати, это одно из обстоятельств, когда водитель должен
выйти из автомобиля. - Должен ли водитель знать, где эти номера
расположены?
- Нет, не должен. И принудить его искать их инспектор не имеет права. В
силу специфики своей работы, гаишник обязан знать, где и как эти номера
расположены. К сожалению, очень часто попадаются неподготовленные
инспектора. Они совершенно не разбираются в узлах автомобиля, не имеют
представления, где искать номера. Вот и начинают приставать к водителю.
Мол, давай, показывай, где у тебя тут что понаписано. И водитель идет
на поводу у неграмотного дэпээсника. Вооружается тряпкой, лезет под
капот. Бывает, весь двигатель до блеска надраит, чтобы найти заветную
надпись… - Как следует вести себя в такой ситуации?
- Как я уже говорил, гаишник не может заставить водителя искать номер
двигателя. Если инспектор пытается «засунуть» вас под капот, следует
сказать: «Это не моя обязанность. Если вы не в состоянии найти номер,
вызовите сюда эксперта. Или другого, более грамотного инспектора,
который разбирается в конструкции автомобиля». - Для чего
проводятся такие проверки?
- С целью обнаружения поддельных, скрытых или измененных номеров узлов
и агрегатов. Наличие подобной «некондиции» дает инспектору право решать
вопрос о доставлении машины и водителя в отдел внутренних дел.
Отсутствие номера основанием для «визита» в милицию не является. -
В каком случае инспектор имеет право отправить водителя и машину в ОВД?
- Если номера не совпадают. А также имеются видимые признаки изменения
номеров, их зачистка. Только в этом случае гаишник ДОЛЖЕН доставить
водителя и машину в отдел милиции для дальнейшей проверки и проведения
экспертизы. Хочу заострить внимание на том, что это должны быть именно
ИЗМЕНЕНИЯ или ЗАЧИСТКА. Если инспектор на глазок решил, что какая-то
буковка косая или слепая, водитель вправе утверждать, что все
нормально. - Гаишник настаивает на поездке в отдел…
- Требуйте, чтобы он вызвал другого инспектора или эксперта. Говорите:
«Почему я должен ехать и терять время? Не моя вина в том, что вам
что-то показалось». - Водитель уверен в том, что с его машиной
все в порядке. Может, все-таки лучше не спорить, а съездить в ГАИ?
- Дело в том, что когда приезжают в отдел, инспектор пишет рапорт и
быстренько сматывается. А водителя начинают мурыжить, гонять по
кабинетам. Дежурный выписывает направление, говорит: «Давай, проходи
экспертизу. Только сначала заплати за нее». Многие так и делают. В
результате теряют время и деньги. - А что, за экспертизу нужно
платить?
- Если вопрос о ее проведении решает должностное лицо (сотрудник ГАИ),
то платить ничего не надо. Однако под разными предлогами «блюстители
порядка» заставляют водителей раскошеливаться. Мотивируя это тем, что
бесплатная экспертиза непременно будет идти и пятнадцать, и двадцать
дней. А то и больше. Тем самым, принуждая «жертву» платить. Якобы, в
целях ускорения процедуры. Ведь пока экспертиза не будет проведена,
пользоваться машиной водитель не сможет. На такое «выкручивание рук»
должны реагировать руководство УВД и прокуратура. Но этого, к
сожалению, не делается... - Что является основанием для
проведения экспертизы?
- Если номер, выбитый на агрегате, не совпадает с номером, указанным в
документах. Или когда визуально обнаруживаются изменения в надписях.
Зачистка, перебивка, да мало ли что... - То есть, если номера
четко видны и соответствуют документам, принудительный визит в ГАИ не
грозит?
- К сожалению, это не всегда так. Инспектора сплошь и рядом отправляют
водителей на экспертизу по надуманным причинам. Фактически, просто так.
В моей практике очень часто бывают случаи, когда водителя доставляют в
отдел, потом он проходит экспертизу. В результате появляется на свет
акт ее проведения. В котором написано, что все в порядке. - Что
говорят по этому поводу эксперты?
- Чертыхаются. Говорят: «Он чего там, с бодуна что ли?! Тут и слепой в
состоянии определить, что все нормально!!». Если бы инспекторов за
такие «фокусы» наказывали, они бы произволом не занимались. А
водителям могу дать чисто житейский совет. Чтобы не терять время на
общение с неграмотным или недобросовестным инспектором, на досуге
найдите и хорошо запомните, где находятся все номера. Чтобы попавшемуся
на дороге неучу при погонах показать их пальцем. |